Шерлок Холмс нынче в моде. Более моден сейчас только, пожалуй, зомби-апокалипсис. Нет, вы не подумайте, я серьёзно. Холмс есть в большом кино, от самого Гая Ричи, да ещё и в исполнении «железного человека» — актёра одной длинной роли, мистера Роберта Дауни-младшего. Холмс есть на телевидении в исполнении эксцентричного британца Бенедикта Камбербэтча. Эти Холмсы пользуются сумасшедшей популярностью, наверное, благодаря новому взгляду на всем хорошо известных героев. И будто этих танцев на костях Артура Конана Дойла было мало, совсем недавно увидел свет новый шерлоко-сериал, в котором доктора Ватсона играет женщина. В общем — даёшь больше Холмсов, хороших и разных.
Так чего же нам ждать от очередного компьютерного воплощения истории о самом знаменитом в мире сыщике? Может, перед нами предстанет пошаговая стратегия? Или, возможно, ролевая игра? А, может быть, это будет GTA-клон с покатушками по Лондону в кэбах и мощными солягами на скрипке, реализованными в виде мини-игры? Увы, нет, тут, боюсь, придётся обойтись без новаторских походов — нам вновь придётся играть в квест.
Здешний Шерлок также не удивит. Да, этот факт наверняка расстроит многих: Холмс в «The Testament of Sherlock Holmes» вполне себе классический, без всяких модных нововведений — мыслитель и джентельмен, прагматик и эрудит, хотя и со странностями. Стоит приглядеться к сыщику поближе, заметишь, что прищур у него больно злобный и слишком лукавый, и действует он очень жестко, а порой даже жестоко. Эти странности не видны на первых порах, но растут и множатся по ходу повествования. Но дурные черты характера Холмс приобрёл не по велению моды — они часть сюжета, ведь здешний Шерлок не только главный герой игры, он ещё и главная её загадка.
«Кто на самом деле Шерлок Холмс — сыщик на страже добра и порядка или гениальный преступный ум?» — вот главный вопрос, что ставят перед нами сценаристы. «Брось!» — скажете вы, отмахиваясь. «Кто в здравом уме может поверить в то, что Шерлок на самом деле играет на стороне зла?». И знаете, что я вам на это отвечу? Вы совершенно правы! Поверить в такую ерунду может только слабоумный! Именно отсюда растут ноги у главной беды в «The Testament of Sherlock Holmes» — почти все «крутые» повороты её сценария предсказуемы.
Сама история, рассказанная в «Последней воле», не выдерживает ни малейшей критики. Если играть запоем, не обращая на неё внимания, она воспринимается как инертный фон, но стоит чуть замешкаться и начать оглядываться на пройденные моменты, как в глаза тут же бросается несусветный идиотизм происходящего. Хотя эту придирку, как бубновый туз, можно легко побить козырной шестёркой — «Это же квест, бро!». Это же квест — в нём все и каждый закрывают свои тайны в шкатулках, оснащённых хитрым замком, но выцарапывают рядышком подсказку о способе его открытия. Это квест — в нём, чтобы пройти десять метров, придётся открыть десять хитроумных замков. Это квест — в нём, чтобы снять с дерева тряпку, обязательно нужно найти в огороде грабли… Да, ребята, — это квест, и этот мощный аргумент приходится принимать во внимание.
Однако прочие косяки сценарно-режиссерского плана нельзя оправдать ничем. До настоящего накала страстей, присущего, например, телевизионному «Шерлоку», истории в «The Testament of Sherlock Holmes» очень далеко. Она просто недотягивает в нужные моменты, то спуская пар, то вовсе нагло обрывая повествование, чтобы после объяснить происходящее записью в дневнике или мельком брошенной фразой в диалоге. Так делать просто нельзя!
Так же далека эта история от оригинала — органичности в ней ни грамма. Здесь глупее поступков героев только их объяснения этих поступков. Порой разработчики не знают никакой меры — преступления, что расследует Шерлок, сверхзапутаны и чрезмерно хитроумны. Всё это, несомненно, только потому, что сыщик имеет дело с суперпреступниками. Там, где обычный бандит просто идёт и незамысловато раскалывает голову недруга топором, суперпреступник поступает куда сложнее. Например, пять лет дрессирует слона, чтобы тот выкорчевал дерево, чтобы то рухнуло на линию электропроводки, чтобы провода упали в лужу, по которой позже должна будет пройти жертва. И этот план, по меркам компьютерного Холмса, надо сказать, на слабенькую тройку.
К тому же, местами сюжет выглядит излишне натянутым. Не в том смысле, что он «натянут как струна», а скорее как «презерватив на черенок лопаты», с большим трудом. А натянут он на головоломки. Игроделы придумали добрую сотню всевозможных загадок и пазлов, а уже потом сообразили, как их вставить в общую канву повествования. Временами это настолько очевидно, что даже неприятно.
Прибавьте к этому вышеупомянутую абсолютную предсказуемость большинства сценарных поворотов, в большей мере вследствие их заштампованности, и поймёте, что играть в «Последнюю волю» ради интересной истории — дело гиблое.
Так зачем же вообще играть? А вот, представьте, есть зачем! Хотя бы ради головоломок — уж с ними-то тут полный порядок. Решая их, можно просто забыть о всех ужасах сюжетной линии. Встречаются головоломки и загадки повсеместно, имеются любой сложности и на любой вкус — пазловидные, арифметические, логические, на внимательность и память… и ещё чёрт знает какие. С некоторыми из них придётся изрядно повозиться, другие довольно посредственны и решаются за пару минут.
Не раз нам придётся исследовать место преступления. Порой это просто ограбленная квартира, а иногда место кровавой расправы. Тщательный осмотр тела жертвы подаётся с особым смаком, с остановками на характере ранений, обсасыванием обстоятельств смерти. Сбор улик заканчивается их тщательным исследованием в лаборатории, если необходимо — даже химическим анализом.
Следует отметить, что «The Testament of Sherlock Holmes» не просто квест — это квест с человеческим лицом. Я это серьёзно, без капли иронии. Он не то чтобы прост, скорее дружелюбен к играющему. Начинается всё с того, что важные для прохождения предметы и места можно вовсе не искать — нажимаем на кнопку, получаем подсказку. Следом идут головоломки, которые и вовсе можно пропустить, коли для решения умишка не хватает. Поднимать панику о оказуаливании не стоит — пользоваться послаблениями никто не заставляет. Из локации без важного предмета тоже не выпустят — предупредят, что не сделано что-то важное. Благодаря этим послаблениям пройти игру сможет практически каждый.
Кстати, не Холмсом единым нам предстоит поиграть, так же под наше управление регулярно будет попадать Ватсон (а единожды и ещё кое-кто, но тут обойдёмся без спойлеров). Казалось бы, что вообще может доктор, кроме того что ходить за Шерлоком хвостиком и восторгаться его недюжинными умственными способностями? Ох, этот Ватсон может многое! Натаскал его видимо Холмс на решение головоломок, потому как он щёлкает их как орешки, не хуже своего приятеля… ну, то есть, вы щелкаете их за него.
Игра за Ватсона делает геймплей чуть разнообразнее, ведь он умеет строить логические цепочки. Доктор таскает с собой блокнотик, в который записывает имеющиеся факты, а после делает из них выводы, выбирая из нескольких предложенных вариантов единственно верный. Из сделанных выводов доктор делает ещё выводы, в конце концов приводя всю схему к одному-единственному супервыводу, без которого дальнейшее расследование просто невозможно. Чтобы двигаться дальше, все выводы нужно сделать совершенно правильно, а это на самом деле не так просто, когда эта цепь длиной в десяток звеньев.
К тому же иногда выбор выглядит так: имеется факт — земля на ботинках убийц была мокрой при длительной засушливой погоде, а это значит… Вариант номер один — это земля из могилы. Вариант второй — это земля с устья реки. Вариант третий — это земля из пещеры. Только мне каждый из представленных вариантов кажется логичным? Потому, порой, приходится подбирать «логическую пирамиду» наугад. А иногда, напротив, неверные варианты кажутся просто идиотскими — я бы посмотрел на того «эрудита», который всерьёз сделает вывод, что хозяина отравили его собаки.
К Ватсону, как к персонажу, лично у меня очень много вопросов. Временами он чертовски умён — до такой степени, что может отыскать заныкавшегося на тайной хате Холмса, а порой неимоверно туп — не замечает совершенно очевидных вещей, происходящих прямо перед его глазами. Эти его перевоплощения из умника в дурня и обратно заставляют не раз поморщиться.
Разделение игры на разных персонажей, опять же, работает на стороне «запутанного» сюжета. В итоге в части случаев мы просто видим происходящее глазами только недалёкого доктора, а, следовательно, упускаем множество важных моментов, которые впоследствии нам снисходительно объяснят парой коротких фраз — мол, на самом деле всё было так-то и так-то. И Ватсон вновь почувствует себя жалкой пешкой в руках Холмса. И мы почувствуем себя дураками вместе с ним.
Прочие герои игры не годятся для упоминания даже в этом обзоре — скучная серь, встречаются на пути только для того, чтобы кануть в неизвестность. Из всей их небольшой кучки запомнились только русские братья-бомжи-анархисты-бомбисты и то только потому, что они русские.
А вот за что разработчиков хочется похвалить, так это за дизайн локаций. Улочки Лондона, обитель Холмса, тюрьма, морг, заброшенная ярмарка и прочие места и местечки, в которых нам придётся побывать, проработаны очень тщательно, до самой мельчайшей мелочи. Бедные кварталы грязны и полны бомжей, окраины зелены и красивы — выглядит всё достаточно органично. Графика тоже очень приятна.
Что же мы имеем в итоге? «The Testament of Sherlock Holmes» имеет множество плюсов, главный, конечно же — великое множество головоломок, совершенно различных как по сложности, так и по подходам к их решению. Некоторая «взрослость» происходящего, осмотр мест кровавых расправ, а также грязь и чернота закоулков Лондона придают игре соли. С детства всем знакомые герои прибавляют ей интереса. Если считать плюсом тот факт, что игр подобного жанра нонче не сыщешь днём с огнём, то вот вам ещё один балл в её копилку. Дружелюбность квеста я также считаю плюсом — уж если я прошел, то сможет каждый. А в финале стоит напомнить о приятной графике и отлично проработанных локациях. Портит всё практически единственный значимый минус — сюжет со своей предсказуемостью и нелепостью. В минусах поменьше — скучные второстепенные персонажи, чья второстепенность возведена в десятую степень.
1. Василий Ливанов (единственно верный ответ) | 62.2% | |||
2. Роберт Дауни Младший (неверный ответ) | 23.0% | |||
3. Бенедикт Кымбырфырч… как-то так… (неверный ответ №2) | 9.5% | |||
4. Альгимантас Масюлис (оу, да вы эстет!) | 0.0% | |||
5. Джонни Ли Миллер (кто все эти люди???) | 1.4% | |||
6. Николай Волков | 0.0% | |||
7. Игорь Петренко | 0.0% | |||
8. Руперт Эверетт | 2.7% | |||
9. Майкл Кейн | 0.0% | |||
10. Кристофер Пламмер | 0.0% | |||
11. Джереми Бретт | 0.0% | |||
12. Бэн Сайдер | 1.4% |